Многим нашим современникам и особенно современницам, знающим об истории дореволюционной России лишь по слащаво-восторженным куплетам о «вальсах Шуберта» и «хрусте французской булки» нелишним будет поближе познакомиться с картиной художника Александра Бучкури под названием «Вывод».
Первый вопрос, который может возникнуть у необремененных историческими знаниями читателей: «Что же такого страшного совершила эта несчастная девушка, которую, несмотря на снег и мороз, голой гонят по улице и хлещут плёткой?».
Прежде чем ответить, обратим внимание на время зарождения этой картины – 1905 год, царская Россия. Несмотря на то, что крепостное право отменили почти полвека назад, в семейном праве ничего не поменялось.
Что означает слово «вывод», положенное в название картины?
Если жена была уличена в измене, то ее «выводили», то есть гнали обнаженную по всей деревне, галдя, кидая камни и насмехаясь над женщиной. Кстати, у классика Максима Горького есть очень подробное описание этого процесса в рассказе с одноименным названием «Вывод». Горький рассказывал, что сам видел эту картину 15 июля 1891 года в деревне Кандыбовке, что под Херсоном. В Заволжье, по словам писателя, женщин мазали дегтем, осыпали перьями и водили по улице. А если дело было летом, то обливали патокой и привязывали к дереву в лесу. Что там с ними происходило, можно догадаться.
В детстве художник Александр Бучкури тоже видел сцену позора одной из жительниц деревни. Его сильно волновала тема русских традиций, особенно «вывод», когда совершенно беззащитную, бесправную женщину позорят все селом. Учась на последнем курсе в Академии художеств, Бучкури предложил своему учителю Репину тему своей картины и эскиз. Но Репин «Вывод» не одобрил, поэтому на конкурс был представлена другая работа – «Смерть царевича Дмитрия».
Однако Бучкури ту тему не оставил. И спустя 30 лет он закончил свою картину, эскиз к которой написал в 1905-м. Как ее оценивали современники, свидетельств не сохранилось. Но сегодня эта потрясающая картина никого не оставляет равнодушным… Идет по морозу молодая беззащитная женщина, и каждый персонаж картины выражает свое отношение к ней: женщины сочувствуют, девочки испуганы, мужчины и мальчишки ерничают, издевательски смеются… Именно так зачастую «оформлялся» в дореволюционной России развод между мужчиной и женщиной.
Нет, конечно, у аристократов все происходило несколько иначе, хотя тоже сложно. Чтобы добиться развода, дворяне должны были получить разрешение церкви, так как брак всегда освящался, ни одна пара официально не сходилась без венчания. А церковь разрешала разводы очень неохотно. Иногда прошение подавалось много раз, процесс занимал долгие годы. Знатная женщина после ухода из семьи могла разом лишиться привычного круга общения. Если союз расторгался по вине супруги, дети в большинстве случаев оставались у отцов. Роман Льва Толстого об Анне Карениной с печальным финалом правдиво повествует о расставании законных супругов, принадлежащих к привилегированным слоям общества. Тем не менее, женщины из высшего света могли надеяться на снисхождение и поддержку именитых родственников.
Но обычные подданные царской империи существовали в иных условиях. В деревнях же практиковали развод-«вывод». Женщина или была вынуждена жить с противным ей мужем (зачастую терпя от него побои и унижения) или сбегала, что случалось очень редко, так как часто крестьянкам просто некуда было пойти. Случалось, что вся деревня устраивала вот такой самосуд, особенно если жену ловили «с поличным». После такого женщины нередко сходили с ума или умирали от ран и антисанитарии. А муж становился свободным и мог гулять дальше.
Конец этому положила только Октябрьская революция. Ее вождь В. И. Ленин писал: «Нельзя быть демократом и социалистом, не требуя сейчас же полной свободы развода, ибо отсутствие этой свободы есть притеснение угнетенного пола, женщины». После 1917 года заключение и расторжение брака стали свободными гражданскими процедурами, издевательства над женщинами, желающими развестись, прекратились. И за это стоит сказать спасибо большевикам.
Вот та правда, которую надо знать, чтобы не повторять вслед за антикоммунистами избитые штампы о «прекрасной России, которую мы потеряли…» и хаять советскую власть.
Этой статьей мы начинаем цикл материалов в защиту исторической правды. Следите за нашими публикациями…
С использованием информации из открытых источников в сети Интернет
Статья написана для школьников старших классов. А анализ и вывод изложен языком для школьников 5-6 класса.
феминистский бред